Приложение к отзыву о «Проекте…». О канонических правилах.

Восьмое и девятое правила Святых Апостол якобы обязывают причащаться всех, присутствующих на литургии. Если бы это было так — не было бы нужды в двух правилах, достаточно было бы одного. Но здесь — разделение! Восьмое говорит о клириках (епископах, пресвитерах, диаконах и т.д.), а девятое — о всех верных (о мирянах). Клирики обязаны причащаться. С какой целью? Чтобы миряне видели, что Таинство совершено правильно — и тот, кто приготовился, мог без смущения причаститься Святых Таин. Эта мера была необходима потому, что еще не было канонического чина Литургии, евхаристические молитвы произносились экспромтом, произносил их поэтому один священнослужитель, а остальные контролировали правильность — православность! — произносимой молитвы. И удостоверяли эту православность собственным причащением. Причем — это единственное правило обязывающее причащаться или дать объяснение, почему не причащаешься.

Девятое правило обязывает «верных» (то есть мирян) пребывать на молитве и святом причащении до конца. Пребывать, то есть присутствовать с молитвой и в момент Пресуществления, и в то время, когда клирики и приготовившиеся миряне причащаются. Так что внимательное прочтение восьмого и девятого апостольских правил обличают лукавство «Проекта…» Мирянин может не причащаться, не объясняя причины.

В третьем пункте «Проекта…» — «Светлая Седмица» приводится 66-е правило Трулльского Собора (В Книге Правил он именуется Шестым Вселенским), приводится очень интересно — почти целиком, но все же не целиком — опущены последние 15 слов (включая самые мелкие — только 15!). А в них-то и заключен смысл правила. Судите сами: «От святаго дня Воскресения Христа Бога нашего до Недели Новыя, во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражняться во псалмех и пениях и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных Писаний внимая, и Святыми Тайнами наслаждаяся. Ибо таким образом со Христом купно воскреснем и вознесемся (здесь конец цитаты — а дальше вот что:) Того ради отнюдь в реченные дни да не бывает конское ристание, или иное народное зрелище». Говоря современным языком — на Пасхальной Седмице не следует смотреть телевизор или развлекаться каким-либо другим способом. Но из этого правила неообновленцы выхватили слова «Святыми Тайнами наслаждатися» — и причащают на Пасху без воздержания в пище и развлечениях и, конечно, без исповеди. А уж о «непрестанных псалмех и пениих и песнех духовных» и о чтении Божественных Писаний, которые требует это правило — и речи нет! Канон — только повод, чтобы нарушить сложившуюся практику (в частности, на Пасху не читается Псалтирь) и тем внести разброд, а то и раскол в души верующих. Так у неообновленцев работают канонические правила!

В заключение — еще об одном каноническом правиле — втором Антиохийского Собора. Оно в своей главной части процитировано в самом начале  проекта — процитировано с целью доказать, что в древности все присутствующие на Литургии обязательно причащались. Опять-таки из правила извлекается то, чего в нем нет. Этим правилом отлучаются от Церкви (до покаяния, исповеди и плодов покаяния) люди, «не участвующие в молитве с народом, или отвращающиеся от причащения Святыя Евхаристии». Позвольте! — если я не подготовившись к Причащению не подхожу к Чаше, неужели это значит, что я «отвращаюсь» от нее? Никоим образом! Я благоговею пред Святыми Дарами! То есть, здесь речь не о тех, кто сегодня не причащается, а о тех, кто «уклоняется» и «отвращается» и от молитвы, и от Причащения.

Мы здесь на самом деле видим начало раскола, сомнения — можно ли здесь молиться и причащаться. И правило пресекает раскол (или отсекает раскольников) в самом начале и самым решительным образом, в чем можно убедиться, прочитав правило целиком.

Leave a Reply