Братья Иехонии.

Книги Библии, несмотря на то, что написаны разными авторами в огромный промежуток времени[1], обладают в вопросах мировоззрения удивительным единством. Но в несущественных деталях и между книгами, и даже у одного и того же автора могут встречаться как бы противоречия. Искренне верующие люди, читающие Библию с целью получить ответ на вопрос: «Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мк. 10, 17) — не обращают внимания на эти противоречия, они им не интересны. Зато враги веры дотошно выискивают их (даже там, где их нет!) и объявляют верующих темными и невежественными людьми. Мое детство и школьные годы пришлись на время, когда вера и верующие особенно настойчиво и изощренно подвергались осмеянию. Моей веры (благодаря старшим в семье) эта пропаганда нимало не колебала, но все же мне очень хотелось объяснить эти кажущиеся противоречия. И даже в молодые годы мне это в основном удавалось.

Наиболее ярким и бросающимся в глаза представляется противоречие между евангельскими родословиями Господа Иисуса Христа. Их два: одно у евангелиста Матфея (родословие по Матфею — Мф. 1, 1-17), другое у евангелиста Луки (родословие по Луке — Лк. 3, 23-38). Сличая эти родословия, мы находим два «непримиримых» противоречия: в первом Салафииль назван у Матфея сыном Иехонии, а у Луки — сыном Нирия (сравни Мф. 1, 12 и Лк. 3, 27); во втором — Иосиф Обручник у Матфея сын Иакова, а у Луки сын Илия (Мф. 1, 16 и Лк. 3, 23). Остальные различия между родословиями в противоречие друг с другом не вступают.

О времени, предшествовавшем жизни прав. Иосифа Обручника Библия ничего не говорит. Поэтому при разрешении второго противоречия (об отце Иосифа Обручника) мы вынуждены опираться только на предания, достоверность которых нечем подтвердить, да на собственные догадки. Не так обстоит дело с первым противоречием. Оно относится ко времени вавилонского плена, о котором говорят и исторические, и пророческие книги Библии. Значит, есть надежда при разрешении его опереться на библейские данные. Этим и займемся.

Ключом к разрешению первого противоречия (об отце Салафииля) служит загадочная фраза родословия по Матфею: «Иоаким роди Иехонию и братию его в преселение Вавилонское» (Мф 1, 11). В родословии по Матфею слово «братья» употреблено только дважды: в первый раз — о братьях Иуды (Мф. 1, 2) — родоначальниках 12-ти колен Израилевых; во второй раз — о братьях Иехонии, которые должны поэтому в истории народа играть роль сравнимую с ролью братьев Иуды. Загадочность же фразы о братьях Иехонии заключается в том, что нигде в Библии — кроме этого места! — о братьях Иехонии не говорится, хотя о самом Иехонии сказано достаточно.

Приступая к поиску братьев Иехонии, хочу сразу предупредить: их поиск преподнесет нам целый букет противоречий (я бы предпочел назвать их недоумениями) которые — все! — благополучно разрешатся, когда мы этих таинственных братьев найдем.

Иехония — потомок Давида. Естественно и братьев его искать среди потомков Давида. Они перечислены в списке, содержащемся в 3-й главе (с 1 по 24 стих) 1-й книги Паралипоменон. У этого списка очень интересная конструкция. Сначала (1-9) идет горизонтальный план — перечисляются дети Давида. Затем (10 — 14) — строго вертикальный (по одному в поколении) — цари от Соломона до Иосии. Другие же потомки Давида — не цари! — не названы. В следующем 15 стихе перечисляются сыновья Иосии: «первенец Иоахаз, второй Иоаким, третий Седекия, четвертый Селлум». С чем связано такое изменение характера списка? С тем, что изменился характер престолонаследия — наследует не сын отцу, а брат брату. По крайней мере три сына Иосии — Иоахаз, Иоаким, Седекия — были последовательно царями Иудейскими. Правда, между Иоакимом и Седекией вклинился внук Иосии — Иехония. Это отражено в 16-м стихе списка: «Сыновья Иоакима: Иехония, сын его; Седекия, сын его». Именно такова последовательность последних царей Иудеи: Иоахаз (срок царствования три месяца); Иоаким (11 лет); Иехония (три месяца; по другим данным три месяца и 10 дней — см. 2 Пар. 36, 9) и Седекия (11 лет — см. 4 Царств 23, 30 и 24).

Некоторые истолкователи Библии считают Седекию из 15-го стиха отличным от Седекии из 16-го стиха. Но с этим трудно согласиться. История знает одного царя Седекию — последнего царя Иудеи времени вавилонского плена. Книги Царств и Паралипоменон согласно говорят о том, что он преемник царя Иехонии, царствовал 11 лет и был отведен в плен в Вавилон. То же, что и в книгах Царств, говорит о Седекии пророк Иеремия (см. Иерем. 37,1 и 39, 1-7). Ясно, что речь идет об одном и том же человеке. Но в книгах Царств он назван дядей Иехонии (см. 4 Цар. 24, 17), а в Паралипоменон — братом его (см. 2 Пар. 36, 10). Думаю, что поэтому он и в списке потомков Давида назван дважды — в 15-м стихе как сын Иосии, а в 16-м — как преемник Иехонии. То есть, определяющим для автора книг Паралипоменон было не название родства, а определение прав на престол Давида.

Оставшаяся часть списка потомков Давида (стихи с 17-го по 24-й включительно) доставляет нам самое большое количество недоумений. В ней содержатся имена семи сыновей Иехонии и семи поколений его потомков, — всего 40 имен. А от Соломона до Иехонии — всего 20 имен. За что Иехонии такая честь? Чем заслужили его потомки такое подробное перечисление? Второе недоумение: когда Иехония успел родить семерых сыновей? Ведь он стал царем в 18 лет и царствовал 3 месяца. Затем был отведен в плен — он, мать его, жены его, евнухи его, сильные земли, семь тысяч войска, художники, строители — все отведены в плен (см. 4 Цар. 24, 15-16). Если бы у Иехонии в это время были дети, они тоже были бы перечислены среди пленников. Но их не видно. В плену же Иехония 37 лет провел «в доме темничном» (см. 4 Цар. 25, 27-30). После дома темничного он, хотя и пользовался относительным почетом, но сомнительно, чтобы ему было позволено иметь жен и рождать детей.

Несколько недоумений связано с именем Зоровавеля. В числе потомков Иехонии он назван сыном Федаии. Федаия в свою очередь — брат Салафиила. То есть Зоровавель здесь — племянник Салафиила. Но во всех других местах Библии, когда об этом заходит речь, Зоровавель назван сыном Салафиила (см. Мф. 1, 12; Лк. 3, 27; 1 Ездр. 3, 2; Агг. 1,1).

Далее: нам известны имена сыновей Зоровавеля — Иоаким (2 Ездр. 5, 5), Авиуд (Мф. 1, 13) и Рисай (Лк. 3, 27). И ни одного из них нет в списке потомков Иехонии, хотя в нем названы имена семи сыновей Зоровавеля. Нет в нем имен и дальнейших потомков Зоровавеля, указанных в Евангелиях от Матфея и Луки.

И наконец, самое главное недоумение. Известно, что канон ветхозаветных книг завершен при Ездре. Книги Паралипоменон включены в этот канон. И все их содержание вписывается во время, предшествовавшее жизни Ездры — все, кроме списка потомков Иехонии. Его последние представители должны были жить на два столетия позже Ездры, что вызывает сомнения в каноничности книг Паралипоменон (см. предисловие к книгам Паралипоменон в Толковой Библии Лопухина). Все эти недоумения и неувязки наталкивают нас на мысль, что у Иехонии не было ни детей, ни потомков, как сказал пророк Иеремия: «Так говорит Господь: запишите человека сего лишенным детей…» (Иер. 22, 30). Но кто же тогда его «потомки»? Это его современники, те, кого евангелист Матфей называет его братьями, то есть современные ему потомки Давида. Чтобы доказать это наше предположение, обратимся к пророчествам.

Царю Давиду Господь сказал: «Я восставлю после тебя Семя твое … утвержу престол царства Его на веки. Я буду Ему Отцом и Он будет Мне Сыном…И будет непоколебим дом твой и царство твое пред Лицем Моим, и престол твой устоит во веки»(2 Цар. 7, 11-16). Это пророчество в сознании людей совершенно справедливо сливается со всеми пророчествами о Мессии — Христе (начиная с первого обетования о том, что Семя Жены сотрет главу змия — см. Быт. 3, 15). Поэтому данное Богом Давиду обещание стало центром жизни еврейского народа. О Мессии говорили все пророки. Его ждали и с восторгом встретили современники Господа Иисуса Христа: «Благословен Грядый во имя Господне, благословенно грядущее царство во имя Господа отца нашего Давида; осанна в вышних» (Мк. 11, 9-10). И не только иудеи, но и самаряне: «Вем, яко Мессия приидет, глаголемый Христос; егда Той приидет, возвестит нам вся» (Ин. 4, 25). Даже сирофиникийцы: «Помилуй мя, Господи, Сыне Давидов, дщи моя зле беснуется». (Мф. 15, 22; см. также Мк. 7, 24-30). Ждали Сына Давидова и языческие мудрецы: «Где есть рождейся Царь Иудейский: видехом бо звезду Его на востоце и приидохом поклонитися Ему» (Мф. 2, 2). Понятно поэтому внимание, с которым евреи относились к своим царям. Понятен и размер катастрофы, постигшей еврейский народ, когда на Иехонии[2] прекратился род царя Соломона во исполнение слов Господа — «Я отторгну от тебя царство» — 3 Цар. 11, 11. Надо вспомнить историю слов: «Отторгну от тебя царство». Поначалу Соломону было дано Давидово обетование, но дано условно: «Если ты будешь ходить пред лицем Моим, как ходил отец твой Давид… то Я поставлю царский престол твой над Израилем вовек…» (3 Цар. 9, 4-5) Но Соломон — особенно под конец жизни — это условие не выполнил, за что и услышал от Бога: «За то, что… ты не сохранил завета Моего… Я отторгну от тебя царство». Правда, Бог оставил Соломону некоторую надежду на исполнение прежнего обетования — Он сохранил власть потомков Соломона над малой частью народа (см. 3 Цар. 11, 12-13) — но тоже условно (о чем говорит в своей молитве к Богу сам Соломон — см. 3 Цар. 8, 25). Но потомки Соломона — исключения редки! — путями Давида не ходили, что и привело народ к вавилонскому плену, а царей его к полному осуществлению слов: «Отторгну от тебя царство»

В это страшное время гнева Божия великий патриот еврейского народа пророк Иеремия получил от Бога подтверждение обетования, данного Давиду: «Вот наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле…и вот имя Его, которым будут называть Его: Господь, оправдание наше!» (Иер. 23, 5-6). Для нас, христиан, в этом пророчестве особенно важны слова: «Господь, оправдание наше» — перекликающиеся с благовестием ангельским: «Той бо спасет люди Своя от грех их» (Мф. 1, 21). Для растерянных же иудеев, угнанных в вавилонский плен, в это время были важнее слова: «Восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь». Через какого же потомка Давида произойдет восстановление его престола? Это неизвестно. Поэтому возникла нужда перечислить всех имеющихся в наличии потомков царя Давида. Это перечисление и сделано в конце списка его потомков. Так что те 40 человек, которые в книге Паралипоменон именуются потомками Иехонии, на самом деле являются его современниками. И именно их евангелист Матфей именует братьями Иехонии. При этом предположении как весенний снег тают все недоумения и противоречия, перечисленные выше. Список потомков Иехонии не выпирает на два столетия из эпохи Ездры, а покорно укладывается в семидесятилетие вавилонского плена. Потомков Зоровавеля в списке нет и не может быть, так как и сам Зоровавель родился в вавилонском плену. И Федаия вклинился между Салафиилем и Зоровавелем, видимо, потому что по неизвестным нам правилам престолонаследия имел права на престол Давида меньшие, чем у Салафииля, но большие, чем у Зоровавеля. И наконец главное — мы знаем, почему Салафииль сын Нириев назван в родословии по Матфею сыном Иехонии. И еще — такой подробный список мог быть составлен никак не позже вавилонского плена, так как вскоре после него Господь через пророка Аггея указал человека, унаследовавшего Давидово обетование. Чтобы понять пророчество Аггея, мы должны прежде привести пророчество Иеремии об Иехонии: «Живу Я, сказал Господь, если бы Иехония, сын Иоакима, царь Иудейский, был перстнем на правой руке Моей, то и отсюда Я сорву тебя…и выброшу тебя и твою мать, которая родила тебя, в чужую страну, где вы не родились, и там умрете» (Иер. 22, 24-26). А вот что Господь говорит Аггею: «Скажи Зоровавелю, правителю Иудеи: потрясу Я небо и землю; и ниспровергну престолы царств и истреблю силу царств языческих, опрокину колесницы и седящих на них, и низринуты будут кони и всадники их, один мечом другого. В тот день, говорит Господь Саваоф, Я возьму тебя, Зоровавель, сын Салафиилев, раб Мой, говорит Господь, и буду держать тебя как печать, ибо Я избрал тебя, говорит Господь Саваоф» (Агг. 2, 21-23). Картина бедствий, указанных в пророчестве, соответствует времени перед вторым Христовым пришествием. Ясно, что избрание Зоровавеля, который (в основном) известен как предок Спасителя, соответствует избранию Авраама и Давида. Так что мы можем смело к наименованию Господа сыном Давида, сыном Авраама (Мф. 1,1) прибавить слова: «Сын Зоровавеля». И в перечислении «потомков Иехонии» (1 Пар. 3, 17-24) не было бы нужды. Значит, список составлен раньше (и все, в нем указанные жили раньше) пророчества Аггея о Зоровавеле.

Благополучное разрешение первого противоречия между родословиями по Матфею и Луке дает нам убеждение, что и второе противоречие — об отце Иосифа Обручника, не может быть неразрешимым. Правда, мы не знаем — да по недостатку достоверных сведений никогда и не узнаем — в чем причина этого противоречия. Существует не менее трех способов его объяснения — использование закона ужичества, приведенное в Церковной истории Евсевия Памфила; предположение о том, что у Матфея дано родословие Иосифа Обручника, а у Луки — родословие Девы Марии Богородицы и — предположение аналогичное тому, которое мы нашли при объяснении первого противоречия: имеющий наибольшие права на престол Давида потомок Авиуда Иаков умер бездетным и его права перешли к Иосифу Обручнику или непосредственно к Деве Марии.

Как бы там ни было, можно считать доказанным, что между родословиями по Матфею и Луке непримиримых противоречий нет.

[1] Первую книгу Библии от последней отделяет более полутора тысячелетий.

[2] А также на Седекии: «И сыновей Седекии закололи пред глазами его; а самому Седекии ослепили глаза, и сковали его оковами, и отвели его в Вавилон» (4 Цар. 25, 7).

Leave a Reply