Мысли по поводу прочитанной книги.

Книга эта – третья часть большой работы проф. МДА М.М.Дунаева: «Православие и русская литература». С автором ее я в основном согласен. Но есть три дополнения.

  1. О драме Островского «Гроза», точнее, о трагедии Катерины. В книге очень правильно – со святоотеческой точки зрения – описывается постепенное вторжение в душу Катерины блудного греха. Но обойдено вниманием одно очень важное обстоятельство. Еще до соскользания в блуд в Катерине произошло подобное же соскальзывание в грех самоубийства. «А уж коли очень мне здесь опостынет… в окно выброшусь, в Волгу кинусь.» Хоть и не очень явно, но проглядывает мысль, что самоубийство есть допустимый исход из нестерпимой ситуации. Слово сказано – и сатана начинает действовать так, чтобы слово осуществилось. Так часто бывает. Даже сказанное в шутку слово о самоубийстве, как показывает опыт, вызывает давление бесов на душу, чтобы добиться осуществления. Известно также, что сатана до совершения греха представляет Бога сверхмилостивым: ничего страшного – согрешишь, а потом покаешься – и Бог простит. Но после совершения греха внушает противоположное: ты так виновата, что Бог тебя простить не может. Так зачем терпеть муку совести – в воду! – и делу конец. Так что начало гибели Катерины – мысль, что самоубийство избавит от мучений, т.е., непонимание того, что настоящая жизнь – усиливающая все переживания – начнется после смерти – и уже навсегда.(См. стр. 259-264).
  2. Мне очень хотелось прочитать именно о Достоевском. У меня есть мысль, которую я надеялся найти у Дунаева – и не нашел. Это – о смысле романа «Идиот». Начну издалека. В воспоминаниях Анны Григорьевны Достоевской ярко описана картина того, как добросовестность и милосердие Федора Михайловича затянули на его шее долговую удавку, которую жертвенной любви и здравому смыслу Анны Григорьевны пришлось распутывать почти всю оставшуюся жизнь. И – главное – его доброта воспитала около него тунеядцев. Есть такое слово Писания: «В вере вашей покажите добродетель, в добродетели рассудительность…»(2 Петр,1,5). Вот этой самой рассудительности Федору Михайловичу и не достало. И он отобразил это качество в двух своих произведениях. Обычно в «Селе Степанчикове и его обитателях» всех заслоняет плюгавая фигура Фомы Фомича. И из-за нее не видно богатырской фигуры Егора Ильича Ростанева. А ведь это – идеальный человек (взращенный на русской почве!), который позволил сесть себе на шею Фоме Фомичу. И только здравый смысл и свежий взгляд племянника из Петербурга помог частично оградить обитателей «села Степанчикова» от куража Фомы Фомича.

Та же тема – в романе «Идиот». (Обратим внимание на западное воспитание главного героя – высоконравственное, но без должной опоры на веру и молитву.) Ведет себя он идеально – а результатом этого идеального поведения оказывается почти всеобщая трагедия. Не хватило рассудитильности (см.стр. 387-390, а также 330).

  1. Спор между Леонтьевым и Достоевским (см. стр. 535-540). Мне очень хочется показать, что оба правы. Конечно, более прочна православная позиция Леонтьева: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф, 16, 26). Дело спасения души настолько трудно, что некогда оглядываться по сторонам. «Со страхом и трепетом совершайте свое спасение» (Флп, 2,12). Как говорил преп. Амвросий Оптинский: сначала уклонись от зла и только потом сможешь сотворить благо (см. Пс, 33,15). А по сторонам – и особенно в Европу – глядеть нечего.

Но в чем-то прав и Достоевский. Только слово спасения миру скажет не русский народ, а еврейский (см. Рим, 11,15 и вообще с 9-й по 11-ю главу). Но до этого ему нужно сотворить два дела: первое – разочароваться в антихристе. После воскресения Илии и Еноха – см. Откр, 11,11-12 – «погибло при землетрясении семь тысяч имен человеческих; а прочие были объяты страхом и воздали славу Богу Небесному» (Откр, 11,13). Кто воздал славу Богу Небесному? Жители Иерусалима, оставшаяся в живых еврейская элита. И перед ней вопрос – что делать?

Здесь уже второе дело: «Вот, Я сделаю, что из сатанинского сборища, из тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, но не суть таковы, а лгут, – вот, Я сделаю то, что они придут и поклонятся пред ногами твоими, и познают, что Я возлюбил тебя» (Откр, 3,9). Пред чьими ногами они поклонятся? Пред теми, кто исполнил волю Божию: «Держи, что имеешь, дабы кто не восхитил венца твоего» (Откр, 3,11 и воообще, весь раздел: «Ангелу Филадельфийской…» — Откр, 3,7-12). Русским людям дана великая святыня – Православие. Если они сохранят его, то через них – евреями! – «…проповедано будет Евангелие Царствия во всей вселенной, во свидетельство всем народам – и тогда придет конец» (Мф, 24,14). Итак, национальная идея русского народа:

«Держи, что имеешь» – и донеси до конца!

Leave a Reply