Вифлеемская звезда

Рождественские размышления

Где-то  я  читал,  что  известный  католический  мыслитель – основатель  янсенизма  Корнелий  Янсений – считал,  что  в  событии  Рождества  Христова  участвовали  две  звезды – одна  приведшая  волхвов  в  Иерусалим,  другая – собственно  Вифлеемская! – которая  привела  их  из  Иерусалима  в  Вифлеем.  Католики – папы! – осудили  это  мнение  Янсения  (как,  впрочем,  и  всё  его  учение).  Кажется,  и  у  православных  богословов  такое  же  мнение – Вифлеемская  звезда  может  быть  только  одна.

Я  же  считаю,  что  в  этом  конкретном  случае  Янсений  был  прав.  Смотрите! – где  волхвы  видели  звезду? – На  востоке;  откуда  они  пришли? – с  востока,  т.е.  в  противоположном  направлении.  Куда  они  пришли? – во  дворец  Ирода,  т.е.,  по  ложному  адресу.  А  вторая – Вифлеемская! – звезда  была  не  на  востоке,  а  «шла  перед  ними,  как  наконец  пришла  и  «ста  верху,  идеже  бе  Отроча»».(Мф. 2,3).  То  есть,  она  плыла  над  дорогой – с  севера  на  юг! – и  остановилась  над   домом,  где  был  Богомладенец  Христос.  Именно  к  ней  и  относятся  слова  Златоуста  о  том,  что  это  была  не  звезда,  а  «ангел  в  виде  звезды».

Ну,  а  первая?  Что  она  такое,  и  какое  отношение  имеет  она  к  Рождеству  Христову?

Начнём  с  обращения  к  истории  возникновения  летосчисления  «от  Рождества  Христова».  Было  время,  когда  и  Запад,  и  Восток  вели  летосчисление  от  творения  мира.  Но,  видимо,  растущий  на  Западе  культ  разума  заставил  некоторых  сомневаться  в  том,  что  мир  произошёл  всего  только  около  семи  тысячелетий  тому  назад.  И  монах  Дионисий  предложил  считать  годы  от  «надёжной»  даты – Рождества  Христова.  Запад  с  радостью  принял  это  летосчисление.  И  ко  времени  жизни  астронома  Иоганна  Кеплера  оно  утвердилось  на  всём  Западе  так,  что  поменять  его  стало  уже  невозможным.

При  жизни  этого  астронома  («звездам  служащего»,  но  не  как  богам,  а  как  любимым  объектам  изучения)  случился  «парад  звёзд» — в  одну  точку  (для  наблюдателя  с  Земли)  сошлись  три  планеты – выстроившись  по  прямой  линии  друг  за  другом – так  что  составили  очень  яркую   и  красивую  звезду.  Кеплеру  пришло  в  голову – а  не  такое  ли  же  астрономическое  явление  случилось  при  Рождестве  Христовом?  Расчёты  показали,  что  подобное  явление  произошло  за  шесть  лет  до  начала  Дионисиевой  эры.  Поскольку  звезда,  приведшая  волхвов  в  Иерусалим,  не  могла  появиться  раньше  двух  лет  до  Рождества  Христова,  возник  вопрос:  правильно  ли  Дионисий  определил  начало  своего  летосчисления.  Выяснилось,  что  Ирод  Великий,  при  котором  родился  Христос  (Мф. 2,1),  умер  на  четыре  года  раньше  нулевого  года  Дионисиевой  эры.  Отсюда  явствует,  что  Дионисий  в  определении  года  Рождества  Христова  ошибся.

Но  какое  же  отношение  имеет  «парад  звёзд»  к  Рождеству  Христову?  Только  такое,  что  кому-то  было  известно,  что  во  время  этого  парада  родится  Христос.  Это  мог  открыть  людям  только  Бог.  Открыл  ли  Он  это  непосредственным  участникам  события – путешествующим  волхвам?  Не  думаю.

Если  бы  Божие  откровение  дано  было  им,  они  не  пошли  бы  в  Иерусалим.  Сюда  они  пришли  по  обычным  житейским  соображениям – где  искать  Иудейского  Царя,  как  не  во  дворце  царей  Иудейских?  Значит,  волхвы  знали  прежде  бывшее  пророчество  о  Рождениии  Царя  Иудейского  тогда,  когда  явится  Его  звезда.  Может  быть,  это  пророчество  было  произнесено  волхвом  Валаамом,  который  провозгласил  за  полтора  тысячелетия  до  того: «Восходит  звезда  от  Иакова»  (Числ. 24,17).  Может  быть,  кем-то  нам  неизвестным.  Но  естественно  предположить,  что  автором  этого  пророчества  был  пророк  Даниил.  Он  был  «…главным  начальником  над  всеми  мудрецами  Вавилонскими»  (Дан. 2,48),  и  дал  ему  Бог  «знание  и  разумение  всякой  книги  и  мудрости» (Дан. 1,17),  в  том  числе  и  мудрости  звездочётов,  в  которой  были  особенно  сильны  вавилонские  мудрецы.  Так  что  он  мог – за  500  лет  до  события! – знать  о  «параде  звёзд».  С  другой  стороны,  ему  был  открыт  год,  когда  «предан  будет  смерти  Христос» (см. Дан. 9,23-27).  Не  диво,  если  ему  был  известен  и  год  Рождества  Христова.  А  великие  чудеса,  явленные  им  и  тремя  отроками  в  стране  Вавилонской,  показали  вавилонским  мудрецам,  что  Бог  Израилев  «…есть  Бог  богов  и  Владыка  царей…»(Дан. 2, 47;  см. также  Дан. 3. 28-29;  4, 31-32;  6, 16  и  6, 26-27).  Всё  это  и  могло  привести  к  тому,  что  почти  500  лет  спустя  «…пришли  в  Иерусалим  волхвы  с  востока,  и  говорят:  Где  родившийся  Царь  Иудейский?  ибо  мы  видели  звезду  Его  на  востоке  и  пришли  поклониться  Ему»  (Мф. 2, 1-2).   Как  уже  говорилось  выше,  волхвы  пришли  не  по  откровению,  а  по  человеческим  соображениям – Царя  Иудейского  надо  искать  во  дворце  Иудейского  царя.  Не  найдя  Его  там,  они  могли  разочароваться  в  Нём  и  не  продолжать  свои  поиски.  Тем  более,  что  первосвященники  и  книжники  хотя  и  знали,  «где  должно  родиться  Христу» (Мф. 2,4),  искать  Его  не  пошли.  Но  волхвы  пошли   искать  неизвестный  им  Вифлеем.  И  Бог  ответил  на  их  усердие  чудом  явления  необычной  звезды – она  не  стояла  уже  на  небе,  а  «шла  пред  ними» (Мф. 2,9)  и  привела  их  ко  Христу.  «Увидев  звезду,  они  возрадовались» — так  как  вошли  в  область  чудес – такой  звезды,  которая  шла  бы  над  дорогой,  они  никогда  не  видели  и  не  могли  видеть.  Но  в  Вифлееме  их  ждало  новое  искушение.  Их  ужаснули  «не  скиптры  и  престоли,  но  последняя  нищета» (Ипакои).  Подвигом  их  веры  явилось  то,  что  их  это  не  смутило:  они  поклонились  Христу  и  принесли  Ему  дары,  соответствующие  Его  Царскому  Достоинству  (так  получилось,  что  эти  дары  свидетельствовали  и  о  Его  Божественной  природе,  и  о  предстоящей  Ему  крестной  смерти).  За  это  они  сподобились  и  прямого  «откровения  во  сне» (Мф. 2,12).

Итак,  мы  видим  возрастание  усердия  волхвов  в  поклонении  Царю  Иудейскому – и  соответственное  возрастание  их  близости  к  Истинному  Богу.  Ведь  кто  они?  Язычники,  неправо  верующие,  «звездам  служащие» — как  сказано  в  тропаре  праздника  Рождества  Христова.  И  именно  звездою  Бог  их  ведёт  от  заблуждения  к  истине.  Они  «звездою  учахуся  Тебе  кланятися  Солнцу  Правды  и  Тебе  ведети  с  высоты  востока» (Тропарь).

Вот  что  мне  хотелось  сказать  о  Вифлеемской  звезде.

«Господи,  слава  Тебе!»

Leave a Reply