Рождественские размышления
Где-то я читал, что известный католический мыслитель – основатель янсенизма Корнелий Янсений – считал, что в событии Рождества Христова участвовали две звезды – одна приведшая волхвов в Иерусалим, другая – собственно Вифлеемская! – которая привела их из Иерусалима в Вифлеем. Католики – папы! – осудили это мнение Янсения (как, впрочем, и всё его учение). Кажется, и у православных богословов такое же мнение – Вифлеемская звезда может быть только одна.
Я же считаю, что в этом конкретном случае Янсений был прав. Смотрите! – где волхвы видели звезду? – На востоке; откуда они пришли? – с востока, т.е. в противоположном направлении. Куда они пришли? – во дворец Ирода, т.е., по ложному адресу. А вторая – Вифлеемская! – звезда была не на востоке, а «шла перед ними, как наконец пришла и «ста верху, идеже бе Отроча»».(Мф. 2,3). То есть, она плыла над дорогой – с севера на юг! – и остановилась над домом, где был Богомладенец Христос. Именно к ней и относятся слова Златоуста о том, что это была не звезда, а «ангел в виде звезды».
Ну, а первая? Что она такое, и какое отношение имеет она к Рождеству Христову?
Начнём с обращения к истории возникновения летосчисления «от Рождества Христова». Было время, когда и Запад, и Восток вели летосчисление от творения мира. Но, видимо, растущий на Западе культ разума заставил некоторых сомневаться в том, что мир произошёл всего только около семи тысячелетий тому назад. И монах Дионисий предложил считать годы от «надёжной» даты – Рождества Христова. Запад с радостью принял это летосчисление. И ко времени жизни астронома Иоганна Кеплера оно утвердилось на всём Западе так, что поменять его стало уже невозможным.
При жизни этого астронома («звездам служащего», но не как богам, а как любимым объектам изучения) случился «парад звёзд» — в одну точку (для наблюдателя с Земли) сошлись три планеты – выстроившись по прямой линии друг за другом – так что составили очень яркую и красивую звезду. Кеплеру пришло в голову – а не такое ли же астрономическое явление случилось при Рождестве Христовом? Расчёты показали, что подобное явление произошло за шесть лет до начала Дионисиевой эры. Поскольку звезда, приведшая волхвов в Иерусалим, не могла появиться раньше двух лет до Рождества Христова, возник вопрос: правильно ли Дионисий определил начало своего летосчисления. Выяснилось, что Ирод Великий, при котором родился Христос (Мф. 2,1), умер на четыре года раньше нулевого года Дионисиевой эры. Отсюда явствует, что Дионисий в определении года Рождества Христова ошибся.
Но какое же отношение имеет «парад звёзд» к Рождеству Христову? Только такое, что кому-то было известно, что во время этого парада родится Христос. Это мог открыть людям только Бог. Открыл ли Он это непосредственным участникам события – путешествующим волхвам? Не думаю.
Если бы Божие откровение дано было им, они не пошли бы в Иерусалим. Сюда они пришли по обычным житейским соображениям – где искать Иудейского Царя, как не во дворце царей Иудейских? Значит, волхвы знали прежде бывшее пророчество о Рождениии Царя Иудейского тогда, когда явится Его звезда. Может быть, это пророчество было произнесено волхвом Валаамом, который провозгласил за полтора тысячелетия до того: «Восходит звезда от Иакова» (Числ. 24,17). Может быть, кем-то нам неизвестным. Но естественно предположить, что автором этого пророчества был пророк Даниил. Он был «…главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими» (Дан. 2,48), и дал ему Бог «знание и разумение всякой книги и мудрости» (Дан. 1,17), в том числе и мудрости звездочётов, в которой были особенно сильны вавилонские мудрецы. Так что он мог – за 500 лет до события! – знать о «параде звёзд». С другой стороны, ему был открыт год, когда «предан будет смерти Христос» (см. Дан. 9,23-27). Не диво, если ему был известен и год Рождества Христова. А великие чудеса, явленные им и тремя отроками в стране Вавилонской, показали вавилонским мудрецам, что Бог Израилев «…есть Бог богов и Владыка царей…»(Дан. 2, 47; см. также Дан. 3. 28-29; 4, 31-32; 6, 16 и 6, 26-27). Всё это и могло привести к тому, что почти 500 лет спустя «…пришли в Иерусалим волхвы с востока, и говорят: Где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Мф. 2, 1-2). Как уже говорилось выше, волхвы пришли не по откровению, а по человеческим соображениям – Царя Иудейского надо искать во дворце Иудейского царя. Не найдя Его там, они могли разочароваться в Нём и не продолжать свои поиски. Тем более, что первосвященники и книжники хотя и знали, «где должно родиться Христу» (Мф. 2,4), искать Его не пошли. Но волхвы пошли искать неизвестный им Вифлеем. И Бог ответил на их усердие чудом явления необычной звезды – она не стояла уже на небе, а «шла пред ними» (Мф. 2,9) и привела их ко Христу. «Увидев звезду, они возрадовались» — так как вошли в область чудес – такой звезды, которая шла бы над дорогой, они никогда не видели и не могли видеть. Но в Вифлееме их ждало новое искушение. Их ужаснули «не скиптры и престоли, но последняя нищета» (Ипакои). Подвигом их веры явилось то, что их это не смутило: они поклонились Христу и принесли Ему дары, соответствующие Его Царскому Достоинству (так получилось, что эти дары свидетельствовали и о Его Божественной природе, и о предстоящей Ему крестной смерти). За это они сподобились и прямого «откровения во сне» (Мф. 2,12).
Итак, мы видим возрастание усердия волхвов в поклонении Царю Иудейскому – и соответственное возрастание их близости к Истинному Богу. Ведь кто они? Язычники, неправо верующие, «звездам служащие» — как сказано в тропаре праздника Рождества Христова. И именно звездою Бог их ведёт от заблуждения к истине. Они «звездою учахуся Тебе кланятися Солнцу Правды и Тебе ведети с высоты востока» (Тропарь).
Вот что мне хотелось сказать о Вифлеемской звезде.
«Господи, слава Тебе!»